Культура Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург – самоценное явление русской и мировой культуры, удивительный по красоте город - гордость России. Основан 27 мая 1703 года. Санкт-Петербург являлся столицей России с 1712 по 1918 гг. (с перерывом с 1728 по 1732 гг.). В 1914 г. Санкт-Петербург переименован в Петроград, в 1924 г. в Ленинград. Историческое название Санкт-Петербургу возвращено 6 сентября 1991 года.

Роль Санкт-Петербурга в жизни России исключительна и многогранна. С самого начала существования он был призван олицетворять силу и мощь Российской империи. Новая столица являлась местом наивысшей концентрации культурных, научных, промышленных и экономических новаций России.

Санкт-Петербург стал первым русским городом, выстроенным с использованием лучших достижений европейского градостроительства и архитектуры. Это город, который почти с самого дня своего основания стал развиваться по заранее разработанному плану, что определило высокий градостроительный уровень и способствовало формированию городских ансамблей, характерных для конца XVIII, начала XIX вв. Архитектурное великолепие бывшей имперской столицы позволило включить Исторический центр Санкт-Петербурга как целостный объект в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Исследуя рождение и развитие Петербурга, многие ученые высказывали мысль о том, что в истории русской культуры было два решающих поворота: принятие христианства на Руси и основание Петербурга. В обоих случаях обширное и могучее государство, лежащее на евразийском континенте, между Востоком и Западом, волей его правителей разворачивалось лицом к Европе. Первый раз - к господствовавшей там христианской религии, второй раз – к светской культуре Просвещения.

Санкт-Петербург справедливо называют культурной столицей России. В городе 221 музей, 2000 библиотек, более 80 театров, 100 концертных организаций, 45 галерей, выставочных залов, 62 кинотеатра. Ежегодно в Санкт-Петербурге проводится около 100 фестивалей и конкурсов разных направлений культуры и искусства.

Площадь Санкт-Петербурга составляет 1,4 тысяч квадратных километров (без учета акватории Финского залива). Численность жителей Санкт-Петербурга - около 4 млн. 669 тыс. человек. Город Санкт-Петербург – крупнейший промышленный регион.

Примерно в IX веке этот край вошел в состав Древнерусского государства. В те времена Нева, Волхов, Ладога были частью торгового пути «из варяг в греки». Этот путь связывал Балтийское море с Черным. С 862 года обосновался в этом поселении родоначальник династии русских царей князь Рюрик. А в 882 году из Ладоги отправился в военный поход князь Олег, прозванный в народе Вещим.

Обычно города на Руси возводили на возвышенностях. Но Петербург был построен, вопреки традициям, в болотистой низине. Ижорскую землю, на которой появился Санкт-Петербург, по праву можно назвать озеро-речным краем[40].


В апреле 1703 года Петр I лично промерял глубины дельты Невы. Такие измерения необходимы были для определения места основания крепости. Выбор царя пал на небольшой остров у правого берега Невы. Назывался этот остров Заячьим. Здесь 16 мая 1703 года Петр основал российскую крепость, последнее звено в цепи русских северо-западных твердынь. Она была названа (на голландский манер) Санкт-Питер-бурх (Крепость святого Петра). Уже осенью на деревоземляных бастионах крепости было установлено более 120 орудий. А в ноябре того же года в Питербурх прибыл первый мирный торговый корабль, голландский. Начал свою службу русский порт на Балтике.

29 июня 1703 года, в день апостолов Петра и Павла, была заложена первая в новом городе-крепости церковь.

Особенности застройки Санкт-Петербурга. Будущее города с самого начала мыслилось Петру величественным и блистательным. 5 ноября 1704 г. Петр составил «чертеж» - проект Адмиралтейства. Строительство его завершилось через год. Первое петербургское предприятие – «судостроительная верфь» – одновременно было крепостью с 5 бастионами, защищавшими подступы к левому берегу Невы. В 1706 г. были спущены на воду первенцы Адмиралтейства – 18-пушечный корабль «Прам» и яхта «Надежда». В декабре 1709 г., после Полтавской победы, на Адмиралтействе был заложен первый линейный корабль «открытого моря» - 54-пушечная «Полтава». Адмиралтейство стало центром притяжения городской застройки: близ него поставили 100 изб для морских офицеров (они дали начало Морским слободам).

На правом берегу Невы, недалеко от крепости, на Березовом острове (его все чаще называли Городовым), еще в 1703 г. был поставлен домик Петра из тесаных бревен, раскрашенных «под кирпич». Здесь воссоздавалась традиционная планировочная система, напоминавшая структуру древнерусского города с крепостью, торгом, посадом и слободами. У крепости сформировался торговый и административный центр Петербурга. Севернее и западнее размещались дворы и слободы торговцев и ремесленников, работных людей и солдат. Этот район не отвечал представлениям о новой столице России как идеально-регулярном приморском городе. Поэтому центр решено было создавать на Васильевском острове, омываемом водами Финского залива, Большой и Малой Невы.

После победы русских войск в Северной войне реальная опасность больше не угрожала Петербургу. С 1710 года начинается новый этап строительства города: закладывается церковь Исаакия Далматского, основывается монастырь Александра Невского, одного из самого почитаемого на Руси святого, борца за русскую землю, на берегах Невы одержавшего победу над шведами.[41] Просека, соединившая монастырь с Адмиралтейством, стала называться Большой першпективной дорогой (в дальнейшем – Невский проспект).

В крепости с 1712 г. по проекту Доменико Трезини начинается строительство в камне Петропавловского собора (по мере его завершения Петербургскую крепость стали именовать Петропавловской).

На Городовом острове стали появляться и весьма представительные здания и дома: генерал-губернатора А. Д. Меншикова, генералов В. И. Генина и Р. В. Брюсова. Великолепный трехэтажный каменный дворец с обширным садом строился для Меншикова на Васильевском острове. Для Петра на левом берегу Невы в 1710-1714 гг. Д. Трезини и А. Шлютцер построили Летний дворец. Здесь же был заложен Летний сад, отделенный прорытым в 1711-1715 гг. Лебяжьим каналом от Большого луга, или Потешного поля, на котором устраивали празднества и фейерверки в честь военных побед (Марсово поле). На берегу Невы, вдоль Большой улицы, позднее называвшейся Миллионной, на месте, где еще в 1708 г. был поставлен маленький домик в голландском стиле для Петра, в 1711-1712 гг. был выстроен двухэтажный Зимний дворец. Между Зимним дворцом и Адмиралтейством на берегу Невы стояли каменные дома генерал-адмирала Ф.М. Апраксина, А.В. Крюйса и других высших чинов Адмиралтейства, образовавшие парадную застройку дворцовой набережной.

В том же 1711 году на Московской стороне был заложен Литейный двор – второе по величине государственное промышленное предприятие Петербурга. Уже в 1713 г. он дал первую продукцию, здесь выросли слесарная, токарно-лафетная, столярная, паяльная, кузнечная мастерские.

Столицей Петербург принято считать с 1712 г., когда из Москвы на берега Невы переехал царский двор. В 1713 г. в Петербург был переведен правительствующий Сенат – коллегиальное учреждение, заменившее московскую Боярскую думу.

С 1714-1715 гг. строительная деятельность Петра I резко активизировалась. Он распоряжается застройкой Выборгской стороны и Васильевского острова. По плану, разработанному в 1716 г. Д.Трезини, здесь начали прокладывать равномерно прямоугольную сеть каналов и улиц. На юго-восточной оконечности острова формировалась главная площадь столицы с крупнейшим комплексом административных, торговых и научных учреждений.

Генеральный план Петербурга, составленный в 1717 г. Ж.–Б. Леблоном, следовал типу западноевропейских «идеальных городов». Он отличался более сложной, разнообразной и художественно выразительной планировкой. В первоначальной застройке Санкт-Петербурга господствовал лаконичный и строгий стиль раннего, или петровского, барокко. Почти все дома имели прямоугольные очертания, строились всегда в два-три этажа. Фасады были простыми.

С годами строительство все активнее развивалось на левобережной – «материковой» территории. По сторонам Адмиралтейства разрастались жилые кварталы и производственные зоны. Адмиралтейство становится в это время мощным промышленным комплексом. Здесь трудились замечательные русские кораблестроители Гаврила Меншиков, Федосей Скляев, Иван Кочет, Алексей Бурцев и другие. К 1725 году на петербургской верфи были спущены на воду 59 больших кораблей и 203 «скампавеи» (морские гребные суда).

Петербург стал крупнейшим центром внешней торговли России. К концу петровской эпохи отсюда вывозилась половина объема русского экспорта в Западную Европу. Новые государственные учреждения были сосредоточены в новой столице, и с 1722 года на Стрелке Васильевского острова по проекту Д. Трезини началось строительство монументального здания Двенадцати коллегий, предназначенного для Сената и остальных высших государственных инстанций.

С открытием в 1711 г. первой типографии в Петербург переходит издание первой русской газеты – «Ведомостей». Вслед за царской библиотекой, перевезенной из Москвы в 1711-1714 гг. формируются и приобретают известность книжные собрания Феофана Прокоповича, Я.В.Брюса, Д.М.Голицына, П.Шафирова, А. Д.Меншикова и других. При библиотеке Петра, открытой для читателей, помещалась и коллекция редкостей. Так возник первый петербургский музей – Кунсткамера. Кунсткамеру можно назвать и первым в Санкт-Петербурге научным учреждением.

Печатная продукция в течение петровской эпохи выросла в 20 раз, причем почти 90 % ее составляли книги светского содержания – по навигации, судостроению, математике, медицине, календари, учебники, переводы с иностранных языков.

Архитектурный облик Санкт-Петербурга. С 1740-1750-х годов в архитектурном стиле Санкт-Петербурга появляются новые черты, и прежде всего усиливается декоративность внешней отделки зданий. Постепенно формируется стиль зрелого, или петербургского, барокко, необычайно пышный, богатый, декоративный. Фасады зданий характеризуются ритмически разнообразной композицией, обильно украшены карнизами, тягами, наличниками и другими деталями – сочными, сложными, рельефными. Окраска домов мажорная, с активным использованием ярких цветов, их смелыми контрастами, золочением деталей. Но и в этот период при всей пышности фасадов внешняя отделка зданий штукатурная, а детали лепные. Камень в это время употребляется очень редко.

Во время правления Екатерины II Петербург становится центром политической жизни России и превращается в один из крупнейших городов страны. Численность его населения в 1765 г. составляла 150 тысяч человек, к концу столетия достигла 200 тысяч и уже не уступала численности населения Москвы. Возросший государственный престиж должна была отразить величественность монументальных архитектурных сооружений.

В декабре 1762 г. была учреждена комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга, ее архитектурной частью руководил видный зодчий А. В. Квасов. Начинается строительство гранитных набережных Невы, Фонтанки, а затем других рек и каналов центральной части города. Постройки Ю. М. Фельтена, А. Ринальди, А. Ф. Кокоринова, Д. Кваренги появляются на берегах Невы. Завершается оформление невских набережных сооружением и открытием 7 августа 1782 г. на месте первоначальной Исаакиевской церкви, возле Адмиралтейства, памятника основателю города Петру I – Медного всадника. Этот памятник принадлежит французскому скульптору Э. М. Фальконе, работавшему в России с 1766 по 1778 гг. Фальконе создал великое произведение – конную статую, которая значительно опередила по художественному выражению и скульптурной технике все произведения его предшественников в мировом искусстве.

Для удобства сообщения еще в 1727 г. был наведен наплавной мост через Неву от Исаакиевской церкви к Васильевскому остову. Один из первых мостов в городе назывался Аничков. Был он построен на Фонтанке в 1715 году солдатами подполковника Аничкова. Это деревянное сооружение было примерно в четыре раза длиннее современного Аничкова моста. В 1806 году в Северной столице был возведен первый чугунный мост. А спустя несколько лет появились и другие его собратья из металла. Об одном из них, названном Поцелуевым, газета «Северная почта» писала в августе 1816 года: «Величиною, отделкой и красотою, равно как и скоростью построения, превосходит он другие, здесь доселе воздвигнутые мосты. Таковы мосты, коим подобных нет ни в одной столице Европы. Обращают на себя особенное внимание всех знающих и любящих прочность и красоту публичных зданий». В 70-х годах XIX века началось строительство Литейного моста через Неву, прозванного жителями Северной столицы «суровым великаном». Во второй половине XX столетия в Петербурге уже существовало около шестисот мостов и мостиков.

С 1754 по 1762 гг. архитектор Франческо Растрелли воссоздает заново пять раз перестраивавшийся Зимний дворец. Это четырехэтажное здание по своей сути – целый квартал с внутренним крестообразным в плане двором. Его монументальные формы должны были отражать славу и могущество Российской империи. Многочисленными колоннами, установленными в два яруса, архитектор подчеркнул необычную для того времени высоту дворца. Вертикаль колонн как бы продолжена 176 скульптурами и вазами, расставленными на балюстраде, - ограждении крыши в виде перил на уровне кровли.

Особую роль в облике здания играют 1945 окон. Отличающиеся разнообразием в размерах и оформлении проемов, они сами по себе служат украшением здания. Гений Растрелли-скульптора ярко проявился при создании лепных украшений.

Одно из выдающихся открытий Растрелли – комплексы парадных интерьеров, наполненных светом, льющимся через огромные окна и отражающимся в зеркальных пилястрах и зеркалах, размещенных в простенках. Позолоченная резьба и лепнина, бронза и живописные плафоны дополняли великолепие пространственного решения дворцовых помещений, где от парадной лестницы на пути зрителя разворачивалась анфилада неповторяющихся залов.

К Зимнему дворцу примыкают соединенные с ним переходом четыре здания Эрмитажа[42]. Такие сооружения при дворцах европейских монархов и знати украшались произведениями искусства. Инициатором строительства Эрмитажа при Зимнем дворце выступила императрица Екатерина II. В 1764 – 1767 гг. по ее велению возвели Малый Эрмитаж (архитектор Ж. Б. Вален-Деламот), в которой поместили коллекцию картин европейских художников. Вскоре шедевров оказалось столько, что пришлось строить еще одно здание – Старый Эрмитаж (архитектор Ю. М. Фельтен, 1771-1778). А в 1783-1787 гг. на месте Зимнего дворца Петра I возник Эрмитажный театр (архитектор Дж. Кваренги). Наконец, в 1839-1852гг. построили Новый Эрмитаж (архитектор Л. фон Кленце).

В 1760 г. стиль барокко уступил место классицизму. Его художественная система, основанная на наследии античности и Ренессанса, отличалась рационалистической упорядоченностью, монументальной простотой и ясной гармонией. В архитектуре еще сохраняются следы барокко как отголосок пышности, ритмического дробления фасадов, но уже зримо проявляются черты классицизма. Впервые очень широко начинает использоваться природный камень, причем не только в облицовке цокольных частей зданий, стилобатов и подъездов, а и в декоре фасадов. Одним из зданий этого времени, целиком облицованным природным камнем явился Мраморный дворец. Он сооружен в 1768-1785 гг. архитектором Антонио Ринальди. Это здание до сих пор является образцом высокого искусства в подборе разных по окраске пород камня, в использовании многообразных фактур его обработки для создания одновременно величественного и легкого, монументального и изящного облика дворца. Требования к проекту дворца были особо изысканными, а средства, ассигнованные на его сооружение, были колоссальными, так как дворец строился по заказу императрицы Екатерины II для ее фаворита и верного помощника графа Г. Г. Орлова как «здание благодарности». Но так как Григорий Орлов умер до завершения строительства, Екатерина II выкупила у его наследников дворец для императорской семьи.

Антонио Ринальди использовал природный камень так, чтобы его цвет и фактура гармонировали с архитектурными формами дворца. При возведении дворца Ринальди стремился и «к гармоничному слиянию облика здания с северной природой – сероватой гладью невских вод, с нежными красками бледного неба»[43]. Для сооружения Мраморного дворца велось разыскание мраморов и агатов на Урале и в других местах России.

Самое яркое впечатление среди внутренних помещений Мраморного дворца производит Мраморный зал. Стены зала на высоту нижнего яруса облицованы разноцветным природным камнем, отделаны золоченой бронзой, украшены беломраморными рельефными панно. При отделке Мраморного зала употреблено не менее 12 сортов мрамора. Каменное убранство Мраморного зала поражает не только своим многоцветьем, нарядностью и богатством, но и прежде всего мастерством исполнения, совершенством обработки камня, вкусом, красотой и соразмерностью в его подборе и расположении. Самые дорогие и яркие камни использованы для выделения главных деталей интерьера – пилястр, окон и дверей – или являются рамами для скульптурных барельефов[44].

Ансамбль Михайловского (Инженерного) замка подводит итог развитию архитектуры XVIII в. В облике здания сплетены классицистические и романтические черты. Михайловский замок возвели в 1797-1800 гг. по воле Павла I. Проект грандиозного сооружения разработал В. Баженов, а руководил работами В. Бренна, внесший свой вклад в его оформление. Квадратное в плане сооружение с большим восьмиугольным двором отличается тем, что ни один из его фасадов не повторяет другой. Михайловский был выстроен наподобие укрепленного замка, с подъемными мостами, рвами, потайными лестницами, подземными ходами, он напоминал средневековую крепость.

1 февраля 1801 г. Павел I с семьей переселился в замок, но через 40 дней он был убит, его семья покинула Михайловский дворец. В 1819 г. пустующее здание передали военно-инженерному училищу, и вскоре за ним закрепилось второе название – Инженерный замок.

Одним из грандиознейших в мире купольных сооружений и главной доминантой города является Исаакиевский собор. Собор посвящен Петру I и назван в честь св. Исаакия Далматского, в день памяти которого родился Петр I. Здание предназначалось для главного православного храма России, на его возведение не жалели ни средств, ни сил. Собор строился по проекту архитектора О. Монферрана необычайно долго, в течение 40 лет, начиная с 1818 г., вследствие больших технических трудностей.

Среди наружных украшений Исаакиевского собора прежде всего выделяются его колонны из темно-розового гранита-рапакиви. Торжественно богат в изобилии украшенный цветным камнем огромный интерьер Исаакиевского собора, вмещающий одновременно до 15 тысяч человек. Особое впечатление производит иконостас, стоимость которого составила десятую часть расходов на строительство всего собора. Иконостас вырезан из белого статуарного мрамора. В нем находятся восемь колонн и две пилястры, сделанные из малахита способом «русской мозаики». Колонны и пилястры обильно каннелированы и украшены золочеными капителями. В южном нефе собора стоит бюст Огюста де Монферрана – автора проекта и строителя Исаакиевского собора. Ученик знаменитого архитектора, скульптор А. Фолетти, исполнил этот бюст из всех пород камня, которые Монферран употребил при отделке собора.

Исаакиевский собор был открыт 30 мая 1858 г., в 186-ю годовщину со дня рождения Петра I. Много технических новшеств и смелых инженерных решений было применено при строительстве собора, таких, как создание мощного свайного основания, блочная кладка фундаментов и использование аммосовской системы отопления, разработка особой конструкции подкупольных сводов и перекрытий, метод гальванопластики при изготовлении бронзовой скульптуры, искусное возведение сложных строительных лесов и т.д[45].

В начале первого десятилетия XIX века продолжается украшение столицы, создание ее грандиозного и впечатляющего архитектурного образа. Архитектурный стиль 1800-1830 гг. носит название высокого классицизма. Иногда он определяется также термином «ампир»[46]. В это время в Петербурге работают выдающиеся зодчие А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, Тома де Томон, воплотившие в своих произведениях новое понимание городского ансамбля, открытого, органично связанного с планировочной структурой города. Архитектура Петербурга обогащается ансамблем Стрелки Васильевского острова, новым зданием Адмиралтейства, на Невском проспекте поднимается величественный Казанский собор.

27 августа 1801 г. состоялась закладка собора, названного в честь почитаемой в православии иконы Казанской Божьей Матери. Проект Андрея Воронихина предполагал возведение грандиозного сооружения с общей высотой более 70 м, длиной 72,5 м и шириной 56 м, способного вместить до 6 тысяч человек и увенчанного единственным куполом с пролетом в 17 м. К январю 1806 г. кладка стен и установка 56 гранитных колонн внутри здания были завершены. В 1809 г. приступили к возведению купола, состоявшего из трех оболочек: двух каменных и одной из кованного железа. Это был первый в мире металлический купол, свидетельствующий о небывалой зрелости инженерной мысли в России начала XIX века.

К отделочным работам Воронихин привлек лучших мастеров и скульпторов. Над созданием икон и настенной росписи трудились известные художники В. Боровиковский, А. Иванов, О. Кипренский и другие. Главную святыню собора – икону Казанской Божьей Матери, в окладе из золота, украшенную 3 097 алмазами, 638 рубинами, - установили на пьедестале из малахита. Северный вход собора, ставший главным, украшают четыре бронзовые скульптуры: князя Владимира – Крестителя Руси, Александра Невского, Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя. 15 сентября 1811 г. состоялась торжественная церемония освящения Казанского собора.

Случилось так, что возведенный накануне Отечественной войны 1812 г. Казанский собор стал памятником русской военной славы и победы над Наполеоном. Отсюда 11 августа 1812 г. М. И. Кутузов, назначенный главнокомандующим, отправился к действующей армии; здесь после Окончания война было погребено тело великого русского полководца. В 1837 г. к 25-летию Отечественной войны перед собором установили памятники М. Кутузову и М. Барклаю-де-Толли работы скульптора Б. Орловского.

После победоносного завершения войны с Наполеоном, когда Россия превратилась в ведущую европейскую державу, Александр I распорядился возвести напротив Зимнего дворца здание Главного (Генерального) штаба. Разработку и осуществление проекта поручили К. И. Росси. Архитектор создавал его с 1819 по 1829 гг. Он также возводит и симметричное ему здание Министерства финансов и Министерства иностранных дел. В результате возникли два огромных строения с фасадом длиной более 500 м, полукругом охвативших Дворцовую площадь. Оставшийся между Главным штабом и Министерствами проезд шириной 17 м. зодчий оформил в виде триумфальной аркивысотой 28 м. Завершена арка эффектной скульптурной группой: шестерка коней, направляемая двумя воинами, влечет колесницу с крылатой богиней Победы, которая увенчана лавровым венком и подняла вверх штандарт с двуглавым орлом. Арка служит зрительным центром полукилометрового строения. Огромная по размерам, она превосходит подобные римские сооружения богатством скульптурного убранства и выразительностью.

Другим памятником победы над Наполеоном по замыслу императора Николая I должна была стать колонна, установленная на Дворцовой площади. Чтобы подчеркнуть величие этого исторического события, император велел соорудить гранитный обелиск высотой более 30 м. Создание монумента поручили Огюсту Монферрану. Место для установки монумента Монферран выбрал в центре Дворцовой площади. Открытие памятника состоялось 30 августа 1834 г. Колонна, названная в народе Александрийским столпом, украсила дворцовую площадь, придала ей совершенный и неповторимый вид. Ее уникальность состоит не только в том, что она создана из цельного камня, но и в том, что она никак не закреплена и держится только благодаря силе своей тяжести, тщательности обработки и точности установки на пьедестал.

Новые типы экономической и общественной мысли вызывали и новые типы архитектурных сооружений. В 1846-1848 г. на Невском проспекте по проекту Р. А. Желязевича был выстроен «Пассаж» - трехэтажная торговая галерея со стеклянной кровлей. Для первой всероссийской мануфактурной выставки 1870 г. архитектор В. А. Гартман выстроил в Соляном городке за Фонтанкой павильоны из железо-стеклянных конструкций, создавшие «небывалое впечатление света, широко развернувшихся пространств и красоты». Те же новые инженерно-архитектурные принципы были реализованы при строительстве корпусов рынка на Сенной площади, осуществленном в 1883-1885 гг. И. С. Китнером.

На набережной канала Грибоедова в 1883-1907 гг. был сооружен храм Воскресения Христова (Спас-на-крови),напоминающий своим обликом шедевр древнерусского зодчества – Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве. Он был возведен на месте убийства императора Александра II народовольцами. Архитекторами храма явились И.Макаров и А.Порланд. Храм стал памятником трагических событий: в интерьере сохранено в неприкосновенности место, где упал смертельно раненный император, - часть решетки, плита тротуара и булыжники мостовой. Внутри стены храма полностью выложены мозаикой.

Строительная деятельность резко активизируется, достигая своего апогея на рубеже XIX – XX столетий. Зарождается новый архитектурный стиль – модерн.[47] Принципам нового стиля соответствовали свободное построение плана с перетекающими пространствами и живописно-ассиметричная композиция объемов с различными по размерам и конфигурации проемами. Эти особенности отличают, например, здание Витебского вокзала (архитекторы С.А.Бржозовский, С.И.Минаш) и особняк Кшесинской (архитектор А.И.Гоген). Раннему модерну были свойственны текучесть форм, криволинейность очертаний, стилизованный рисунок. В отделке широко применялись майолика, мозаика, витражи, скульптурный рельеф, художественный металл. Зрелый модерн – более строгий, изысканно сдержанный, рационалистичный.

В архитектуре конца 1920-х начала 1930-х гг. господствующее положение занимал конструктивизм. Функциональная целесообразность, геометрическая четкость объемов, острая динамика композиции, длинные полосы остекления (ленточные окна) – его основные черты.

Развитие города было прервано Великой отечественной войной. 18 июля 1941 г. первые вражеские бомбы обрушились на дома и улицы Ленинграда. 4 сентября был первый артобстрел. 8 сентября 1941 г. вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады.

Героическая оборона Ленинграда навсегда вошла в историю как образец высочайшего человеческого мужества. 900 дней в огненном кольце, в тисках беспощадного голода, 3 зимы без топлива, воды, электричества, под непрерывным вражеским огнем выстояли ленинградцы. Город жил не сдаваясь. 9 августа 1942 г. в Ленинградской филармонии впервые прозвучала Седьмая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича.

12 января 1943 г. на шлиссельбургско-синявском выступе началась операция «Искра». Руководил операцией командующий Ленинградским фронтом, генерал-лейтенант, впоследствии Маршал, герой Советского Союза Л. А. Говоров. После семи дней упорных боев 18 января кольцо блокады было прорвано. Через год, 14-27 января 1944 г., войска Ленинградского фронта сняли блокаду города и разгромили гитлеровскую группировку под Ленинградом.

Архитектура послевоенных лет отображала в торжественно монументальных формах пафос Великой Победы. Здания решались в классицистическом характере, наделялись чертами эффектной парадности и насыщенной декоративности. Получили завершение ансамбли площади Ленина и площади Революции, была реконструирована площадь Искусств, в центре которой установлен памятник А. С. Пушкину работы скульптора М. К. Аникушина. В 1955 г. открылась первая линия метрополитена имени В. И. Ленина.

В 1966 г. был утвержден новый генеральный план развития Ленинграда, разработанный под руководством главного архитектора В. А. Каменского и А. И. Наумова. Районы новостроек располагались концентрически за пределами исторически сложившегося промышленного пояса. Одна из главных идей генерального плана – освоение приморских территорий и формирование морского фасада, центральным звеном которого является западная часть Васильевского острова. На основе генерального плана выросли гигантские по масштабам новые районы – Купчино, Дачное и Ульянка, Гражданка, Полюстрово, Большая и Малая Охта.

Санкт-Петербург – научный и промышленный центр. Превращение Петербурга в ведущий научный и образовательный центр страны завершилось открытием в 1725 г. Российской Академии наук. С первых же дней существования Академии с нею были связаны все важнейшие начинания в научной жизни страны: съемка генеральной карты России, под руководством И. К. Кирилова (начатая в 1720 г. и продолжавшаяся около 30 лет); экспедиция ученых-медиков и естествоиспытателей Г. Шобера на Кавказ (1717-1720); первая камчатская экспедиция по руководством Витуса Беринга (1725-1729 гг.); созданная по проекту Ж.-Н. Делиля астрономическая обсерватория по своему оборудованию не уступала другим известным обсерваториям мира; инструментальные мастерские, возглавленные А.К.Нартовым, успешно решили трудную задачу создания отечественных инструментов и приборов, обеспечив развитие в России середины XVIII столетия естественных наук.

Академия наук с 1728 г. начинает издание первой городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости», а затем, с 1755 г. – первого общедоступного журнала «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие». Делом Академии была и организация массовых празднеств, фейерверков и иллюминаций, торжественного оформления города в праздничные дни. Продолжались и серьезные научные исследования: Великая сибирская экспедиция 1733-1743 гг. под общим руководством В. Беринга, давшая русской науке «описание земли Камчатки» С. П. Крашенникова, «Путешествие по Сибири» и «Флору Сибири» И.-Г. Гмелина, «Историю Сибири» Г.-Ф. Миллера, открытия С. Челюскина, Лаптевых, В. Прончищева.

С 1745 г. профессором и академиком Петербургской академии наук стал М.В.Ломоносов. Многогранная деятельность Ломоносова охватывала химию и математику, физику и геологию, астрономию и ботанику, философию, языкознание и историю. Его открытия и изобретения были внедрены в металлургию, горное дело, производство стекла, фарфора, красок. Он был создателем «Российской грамматики», заложившей основы нормативов русского языка, им же разработана «теория трех стилей» литературного классицизма.

Пореформенный Петербург быстро развивался в крупный капиталистический город с высокой концентрацией индустриальных мощностей и сил. Количество предприятий к 1861 г. со 137 увеличилось до 200. Инженерно-технический прогресс требовал быстрого развития естественнонаучных знаний и образования. Высшие учебные заведения Петербурга становятся крупными научными центрами. В столице работал великий русский ученый Д. И. Менделеев. В 1869 г. им была разработана периодическая система элементов, положившая начало современным представлениям о строении материи, природе химических, физических, атомных процессов. Менделеев преподавал в Петербургском университете, Технологическом институте, Институте путей сообщения. Вместе с ним трудились ученые, заложившие основы многих современных направлений в различных областях точных, естественных и технических наук, - П.Л. Чебышев, М. В. Остроградский, В. В. Докучаев, Д. К. Чернов, Д. И. Журавский, Л. Н. Щукин и многие другие.

Крупным естественнонаучным центром стала Медико-хирургическая академия, преобразованная в 1881 г. в Военно-медицинскую. Здесь работали Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, И. М. Сеченов, ученый-химик и выдающийся русский композитор А. П. Бородин. Значительные научные силы были сосредоточены в Клиническом институте, в Институте эксперементальной медицины, где началась деятельность великого русского физиолога И. П. Павлова.

Искусство в Санкт-Петербурге. В Петербурге, где сосредотачивались средства и богатые заказчики, образовывался центр притяжения «образцового сословия» - императорский двор, создавались совершенно особые условия для деятельности архитекторов, художников, артистов, ученых. В 1729 г. был создан придворный оркестр, инструментальные ансамбли и певческие капеллы появлялись во многих домах знати. С 1730-х гг. в императорском дворце действовал оперно-балетный театр; в 1738 г. танцмейстер шляхетского корпуса Ж. Ланде открывает школу балета, положившую начало развитию балетной хореографии в России. В 1740-х гг. на Малой Морской улице было выстроено каменное театральное здание, а 30 августа 1756 г. талантливый ярославский актер Ф. Г. Волков открывает в столице «русский для предсталения трагедий и комедий театр», его директором стал известный драматург и поэт А. П. Сумароков. Центром не только науки, но и искусства оставалась Петербургская академия наук.

6 ноября 1757 г. была основана Петербургская академия художеств, возглавил ее И. И. Шувалов. Среди первых 36 студентов (набранных в Московском университете из петербургских солдатских детей) имена выдающегося архитектора В. И. Баженова, художников А. П. Лосенко, Ф. С. Рокотова, скульптора Ф. И. Шубина и других вошли в историю русского искусства. Первыми преподавателями были в основном иностранцы.

Школу русской исторической живописи основал А. П. Лосенко, произведения его учеников И. А. Акимова, П. И. Соколова, Г. И. Угрюмова проникнуты величественными образами отечественной истории. Те же темы на ряду с образами выдающихся современников воплощали русские скульпторы Ф, И. Шубин, Ф.Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. П. Мартос. Значительным явлением становится русская портретная живопись в работах Д. Г. Левицкого и его учеников – В. Л. Боровиковского, П. С. Дрождина, С. С. Щукина. Становление русского пейзажа связано с творчеством С. Ф. Щедрина, И. М. Иванова, виды города создает Ф. Я. Алексеев, а крестьянской жизни посвящены полотна крепостного художника М. М. Шибанова и И. А. Ерменева.

Академия художеств стала не только творческим и учебным, но и просветительским учреждением, художественным музеем. Здесь сосредоточилась коллекция гипсовых слепков античной cкульптуры, моделей древнеримских архитектурных памятников и наиболее значительных произведений петербургского зодчества. Первые собрания западноевропейской живописи, античной скульптуры, резных камней появились в 1769 г. в Эрмитаже, положив начало одному из крупнейших музеев мира.

В 1783 г. на Театральной площади был выстроен Большой каменный театр «для комедий, трагедий, опер, концертов и маскарадов». Здесь, как и в Придворной певческой капелле, выступали первые российские музыканты, певцы и композиторы нового времени – Д Бортнянский, Ф. Полторацкий, С. Березовский, драматическая труппа под руководством И. А. Дмитревского ставила комедии Мольера и трагедии Расина, произведения А. П. Сумарокова. Кружок любителей театра сформировался вокруг И. П. Елагина, ее членами были Д. И. Фонвизин, М. Д. Чулков – автор плутовского романа «Пригожая повариха» (1770г.). В Петербурге зарождалась русская романистика, комическая опера, бытовая комедия и «комедия нравов», лучшими образцами которой стали фонвизинские «Бригадир» (1769 г.) и «Недоросль» (1782 г.).

С Петербургом связана и деятельность великого русского баснописца И. А. Крылова. Он также явился одним из создателей отечественной журналистики.

В начале XIX века возникают литературно-художественные общества, кружки, салоны, объединяющие представителей нового поколения дворянской интеллигенции. Это – «Арзамас», в 1815 – 1818 гг. собиравшийся в доме министра просвещения С. С. Уварова, где встречались поэты В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, здесь читал свои стихи юный А. С. Пушкин.

Город 1820-1830-х гг. – это прежде всего «пушкинский Петербург». Здесь были отпечатаны почти все прижизненные изданные книги Пушкина, большая часть их попала в руки читателей именно в петербургских лавках. Самое известное литературное место Санкт-Петербурга – это Мойка, дом 12. Здесь прошли последние месяцы жизни А. С. Пушкина. В 1806 г. владельцами этого дома стали Волконские[48]. Квартира Пушкина находилась в бельэтаже. 27 января 1837 г. из этого дома Пушкин отправился на дуэль с Дантесом. 29 января 1837 г. трагически оборвалась жизнь великого поэта земли русской.

В Петербурге прозвучали гневные строки «Смерти поэта» – расходившиеся во множестве списков стихи молодого М. Ю. Лермонтова. Сосланный в действующую армию на Кавказ, Лермонтов погиб вдали от Петербурга, но имя его навсегда связано с городом на Неве.

В 1829 г. в Петербург приезжает Н. В. Гоголь. Здесь им были созданы «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Тарас Бульба», первые главы «Мертвых душ». «Петербургские повести» Н. В. Гоголя открыли русской литературе новый образ – величественный своим страданием и трагической безысходностью образ «маленького человека», задавленного казарменным монументализмом классических зданий столичных департаментов и дворцов, обреченного, как пушкинский Евгений, бегущий от Медного всадника.

С Петербургом была тесно связана жизнь Ф.М.Достоевского. Начиная с 1837 г., он стал петербуржцем, сменив в течение многих лет около 20 адресов. Улицы и дома Петербурга описаны во многих произведениях писателя. Среди многих петербургских адресов Достоевского особое место занимает дом неподалеку от церкви Иконы Владимирской Божьей Матери. Здесь писатель поселился с семьей в октябре 1878 г. и прожил до дня своей смерти – 28 января 1881 г. Здесь был написан его последний роман «Братья Карамазовы».

В 1802 г. в Петербурге открывается Филармоническое общество, которое не только знакомит русских слушателей с шедеврами Гайдна, Моцарта, Генделя, Бетховена, под руководством Д.С. Бортнянского, А. Ф. Львова, М. И. Глинки формируется школа хорового исполнения, в концертах все чаще выступают русские певцы Петров, Булахов, Шашина, звучат произведения М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. А. Алябьева, А. Е. Варламова. 27 ноября 1836 г. га сцене петербургского Большого театра увидела свет первая опера М. И. Глинки «Иван Сусанин».

В 1862 г. была основана первая в России консерватория. Ее возглавил А. Г. Рубинштейн. Здесь преподавали Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, А. К. Глазунов. Воспитанником консерватории был великий русский композитор П. И. Чайковский. Большую роль в развитии отечественной музыки сыграло Русское музыкальное общество, основанное в 1859 г., также балакиревский кружок, или, как назвал его крупнейший музыкальный критик В. В. Стасов «Могучая кучка», куда входили М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков. Принципы народности, идейности, реализма, которые они отстаивали в музыке, в изобразительном искусстве воплощали художники, объединившиеся в 1870 г. в «Товарищество передвижных выставок». В творчестве его представителей – И. Н. Крамского, В. Г. Перова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В.Е.Маковского, Н. А. Ярошенко. А. К. Саврасова, И. И. Шишикина и других – находили выражение общественные и эстетические идеалы времени.

В 1897 г. в Петербурге был открыт Русский музей. Уже более ста лет размещаются в здании Михайловского дворца, возведенного для великого князя Михаила Павловича, экспозиции музея. Здесь сосредоточены бесценные художественные сокровища: шедевры древнерусской живописи, живописи и скульптуры XVIII-XX веков.

Ретроспективное освоение художественного наследия XVIII – начала XIX в. объединило художников «Мира искусств» - А. Н. Бенуа, К. А. Сомова, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинского. Петербургский «Союз молодежи» с 1910 года объединял «левые силы» художников. В него входили В. В. Кандинский, К. С. Малевич, К. С. Петров-Водкин.

Расцвет театрального искусства в начале XX в. в столице связан с основанным великой русской актрисой В. Ф. Комиссаржевской Драматическим театром в «Пассаже». Здесь состоялись первые постановки пьес А. М. Горького «Дачники» и «Дети солнца».

В русскую литературу начала XX века вошли имена А. А. Блока и А. А. Ахматовой, Андрея Белого и Сергея Есенина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + = 17