ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ

Если в корне гласная стоит в слабой (безударной) позиции, то на письме возникает проблема выбора, какую букву надо писать.

1. Если можно подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы эта гласная была под ударением, то такая гласная называется проверяемой. Например, река — рЕки; приземлиться — зЕмли.

2. Если безударную гласную нельзя проверить ударением, то такие гласные называются непроверяемыми, и правописание слов с такими гласными надо запоминать или проверять по орфографическому словарю (пАлИсадник, гАлЕрея и т.п).

3. В русском языке есть ряд корней с чередующимися гласными. Как правило, под ударением пишется та гласная, которая слышится; выбор буквы в безударной позиции зависит от определенных условий:

Правописание корней с чередующимися гласными в корне

Морфологическая группа корней (Правописание гласной зависит от суффикса А) Фонетическая группа корней (Правописание гласной зависит от ударения) Лексическая группа корней (Правописание зависит от значения слова)

Морфемная группа
(Правописание зависит от согласных в самом корне)
Группа корней с чередованием ИМ-А,Я
ИН-А,Я
1. Бер - бир-а
Пер - пир-а
Дер - дир-а
Тер - тир-а
Мер - мир-а
Жег - жига-а
Чет - чит-а
Искл: сочетать, сочетание.
Стел - стил-а
Блест - блист-а
Искл: блеснуть

2. Кос - кас - а
(в значении дотронуться)
коснуться-касаться

1.В безударном положении пишется О:

Твар-твор
творение
Исключение: утварь

Клан-клон
наклонение

Гар-гор
(в значении горения)

горение

2.В безударном положении пишется А:
Зар-зор
зори-заря
Искл: зоревать

1.Мак-мок

мак- погружать в жидкость - обмакнуть перо;

мок - впитывать жидкость - промокают ботинки.

2. Равн-ровн
равн - одинаковый, равный - уравнение;

ровн - гладкий, ровный - выровнять дорогу

Исключение:
равнина

3. Плов-плав-плыв
плов - в словах пловец, пловчиха;
плав- во всех остальных словах - поплавок;
плыв - плывун

1. Лож-лаг
изложение-излагать

2. Скак-скоч
выскочить-скакать
Искл: скачок, скачу

3. Раст-рос-ращ
растение-росток-выращен
Искл: росток, ростовщик, Ростов, отрасль

1.Начать-начинать
Понять-понимать
Внимание-внять и др.

ПРАКТИКА

Задание: вставьте пропущенные буквы, используя таблицу.

Прик…снуться, прик…саться, предл…жить, предпол…гать, покл…ниться, скл…нить, заг…релый, уг…релый, пл…вец, пл…вать, з…рька, з…ря, з…рница, р…стить, р…сли, выр…стить, выр…сли, ур…вень, ср…внение, ср…внять, ср…внить, пром…кать, м…кать, обм…кнуть, вск…чить, ск…кать, зам…реть, отп…рать, зам…рать, пр…беру, пост…лить, расст…латься, уд…рать, пон…мать, обн…мать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

95 − = 91