1. Наука и ее роль в развитии общества. Наука как система знания, наука как деятельность.

Наука как система знания, наука как деятельность.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Знание, объективное и доказанное, – главный продукт научной деятельности. Научная деятельность представляет собой деятельность мыслительную, опирающуюся на разум как высшую познавательную способность человека. К признакам научной деятельности можно отнести: обращение к сущностным, глубинным характеристикам действительности, направленность на поиск истины, оперирование понятиями, вскрытие закономерностей, систему доказательств, научный стиль изложения материала, использование системы научных методов и приемов, специального оборудования и др. К основным функциям науки традиционно относят описание, объяснение, понимание, упорядочивание, предвидение. Наука никогда не ограничивается описанием явлений, она углубляется в их сущность.

. Науки, имеющие узкую специализацию, называют частными науками. К таким наукам и относится литературоведение.

, стремление к обоснованности, доказательности, полноте, непротиворечивости. Научное знание как система имеет определенную структуру, элементами которой являются факты, законы, теории, картины мира. В структуре научного знания выделяется три взаимосвязанных уровня: эмпирический, теоретический, мировоззренческий (уровень философских оснований). На эмпирическом уровне ученые получают знания об исследуемых свойствах объектов или процессов. Эмпирический уровень знания более устойчив и прочен, чем теоретический: эксперимент выступает критерием истинности теории. Теоретический уровень предполагает абстрагирование, идеализацию. Сила теории в том, что она может развиваться сама по себе, вне прямого контакта с действительностью. Уровень же философских оснований содержит наиболее общие представления о бытии и познании. Часто философские основания или предпосылки ярко проявляются в острых дискуссиях.

этом отличие науки от искусства. Новые явления в науке могут быть открыты и путем эмпирических, и теоретических исследований. Классический пример построения фундаментальной теории без непосредственного обращения к опыту – это теория относительности Эйнштейна. В научном открытии важную роль играют догадка, интуиция. В гуманитарных науках значимую роль играет интерпретация. В науке ценятся оригинальные, «сумасшедшие» идеи, которые могут изменить мир. Гуманитарные науки тяготеют к эмпиричности: литературовед в своих научных изысканиях должен отталкиваться от своеобразия конкретного художественного текста.

генной инженерии, биотехнологий, медицины открыли возможность направленного воздействия на наследственность организмов, вплоть до создания организмов с заранее заданными свойствами. Приходит время отказаться от принципа ни чем не ограниченной свободы научного поиска. Человечество не может допустить создания чудовищных средств массового уничтожения. Встает вопрос об использовании научных результатов для блага человечества, а не во вред ему. Т.о. современная наука не может быть этически нейтральной.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 1 =