Изъясняющего или доказывающего какой-либо тезис

(Пример почерпнут из сборника

«Стилистические задачи» для учащихся гимназии

при Историко-филологическом институте в Санкт-Петербурге.

Составитель И. Гаврилов, 1874 г. [Приводится по: 21, 170–174]).

«Итак, берем тему «Корень учения горек, но плоды его сладки». Это тезис, справедливость которого мы должны доказать.

Часть 1. Приступ, в котором «похвален или описан быть должен тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темою хрии» – «Сказано с похвалой авторитетам».

Изречение «корень учения горек, но плоды его сладки», вошедшее в пословицу, принадлежит Исократу, который много потрудился на пользу науки и образования и сказанное проверил собственным опытом.

Часть 2. Парафразис (с греч. – описательный оборот, описание) – «изъяснение темы через распространение» (Ломоносов).

Мысль Исократа выражена образно. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами приобретенное знание или искусство. Итак, кто стремится к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягость утомления; превозмогши все это, он приобретает желанные выгоды и преимущества.

Часть 3. Причина: в этой части «присовокупляется достаточная для доказательства тезиса причина» (Ломоносов). В третьей позиции речи выступает топ «причина и следствие». Причин может указываться несколько. Они должны использоваться для доказательства тезиса-темы.

1. Корень, т. е. начало учения, сопряжен с некоторыми неприятностями, потому что:

а) способности начинающего еще не развернулись: ум не привык быстро и верно схватывать, а память – крепко и прочно удерживать преподаваемое; воля еще бессильна, чтобы сосредоточивать и останавливать внимание на данном предмете до тех пор, пока он будет схвачен и усвоен;

б) учащийся имеет дело с элементами науки или искусства, которые состоят из мелочей и подробностей, большею частью неинтересных, часто не имеющих приложения к его текущей жизни, и требуют при освоении неослабного прилежания, упорного труда, частых повторений и продолжительных упражнений;

в) учащийся еще не понимает пользы элементарных сведений и относится к учению не со всем прилежанием, не с надлежащими аккуратностью и терпением.

Переход: Кто превозможет эти ничтожные неприятности, тот убедится, что:

2. Плоды, т. е. последствия учения, приятны, ибо:

а) знания, умение, образование, сами по себе, без всякого приложения к практической, обыденной жизни, доставляют человеку, владеющему ими, высокое наслаждение: просветляют его взгляд на мир, расширяют его кругозор, ставят его в надлежащее отношение к людям, государству, обществу;


б) доставляют ему материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве.

Часть 4. Противное, «что предложенному в теме противно» (Ломоносов); в четвертой позиции речи используется топ «сопоставление: противоположное».

Кто не хочет подвергаться ограничениям, у кого не хватает терпения преодолеть трудности учения, без которых невозможно приобрести образование и достигнуть прочных знаний, тот не смеет рассчитывать и на преимущества и выгоды, достающиеся учености, искусству и образованию в награду за труд.

Эта часть как бы продолжает слова: Если нет, то… (или: Если это не так (тезис неверен), то…).

Часть 5. Подобие, «которым изъясняется и подтверждается тема» (Ломоносов). В пятой позиции употребляем топ «сопоставление: сходное».

Посмотрим на земледельца: сколько упорного труда и усилий тратит он на получение со своего поля урожая! И чем тяжелее его труд, тем с большим удовольствием и радостью собирает он плоды; чем заботливее возделывает он свое поле, тем обильнее будет урожай. Тем же самым условиям подвержены и выгоды образования. Они приобретаются лишь после того, когда рядом непрерывных усилий сознание приводится к убеждению, что честным трудом и неусыпным прилежанием побеждены все повстречавшиеся препятствия.

Часть 6. Пример: здесь приводится пример из истории. Шестую позицию занимает топ «пример».

Примеров из того, какими последствиями увенчиваются прилежные, добросовестные занятия, в истории находим много. Вот косноязычный, безвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу; а вот и наш гениальный преобразователь Великий Петр, предварительно сам прошедший ту дорогу, по которой повел своих подданных!

Часть 7. Свидетельство: используем «мнение или учение древних авторов» (Ломоносов); в седьмой позиции появляется топ «свидетельство» во всем его возможном многообразии, а не только как ссылка на авторитет древних, как того требует Ломоносов.

То же самое, что Исократ, говорит и Гесиод, утверждая, что дорога к добродетели вначале утесиста и крута, но когда достигнешь вершины, идти по ней приятно. «Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни» (Пушкин).

Часть 8. Итак, наконец, заключение – «краткое увещательное заключение всего слова» (Ломоносов).

О вы, которых ожидает отечество от недр своих… дерзайте!.. «раченьем вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать» (Ломоносов).

В позиции «Заключение» может употребляться топ «свидетельство» – цитата, афоризм; или же формулируется собственный вывод – следствие из тезиса (темы), справедливость которого уже доказана всем рассуждением (топ «следствие»).

Речь-рассуждение по схеме хрии на тему «Корень учения горек, но плоды его сладки» в чистом виде представляет текст:

Изречение «Корень учения горек, но плоды его сладки», вошедшее в пословицу, принадлежит Исократу, который много потрудился на пользу науки и образования и сказанное проверил собственным опытом.

Мысль Исократа выражена образно. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами приобретенное знание или искусство. Итак, кто стремится к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягость утомления; превозмогши все это, он приобретает желанные выгоды и преимущества.

Корень, т. е. начало учения, сопряжен с некоторыми трудностями, потому что:

1. Способности начинающего еще не развились: ум не привык быстро и верно схватывать, а память – крепко и прочно удерживать преподаваемое; воля еще бессильна, чтобы сосредоточивать и останавливать внимание на данном предмете до тех пор, пока он будет схвачен и усвоен.

2. Учащийся имеет дело с элементами науки или искусства, которые состоят из мелочей и подробностей, большею частью неинтересных, часто не имеющих приложения к его текущей жизни, и требуют при освоении неослабного прилежания, упорного труда, частых повторений и продолжительных упражнений.

3. Учащийся еще не понимает пользы элементарных сведений и относится к учению не со всем прилежанием, не с надлежащими аккуратностью и терпением.

Кто превозможет эти ничтожные неприятности, тот убедится, что плоды, т. е. последствия учения, приятны, ибо:

1. Знания, умение, образование, сами по себе, без всякого приложения к практической, обыденной жизни, доставляют человеку, владеющему ими, высокое наслаждение: просветляют его взгляд на мир, расширяют его кругозор, ставят его в надлежащее отношение к людям, государству, обществу.

2. Доставляют ему материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве.

Кто не хочет подвергаться ограничениям, у кого не хватает терпения преодолеть трудности учения, без которых невозможно приобрести образование и достигнуть прочных знаний, тот не смеет рассчитывать и на преимущества и выгоды, достающиеся учености, искусству и образованию в награду за труд.

Посмотрите на земледельца: сколько упорного труда и усилий тратит он на получение со своего поля урожая! И чем тяжелее его труд, тем с большим удовольствием и радостью собирает он плоды; чем заботливее возделывает он свое поле, тем обильнее будет урожай. Тем же самым условиям подвержены и выгоды образования. Они приобретаются лишь после того, когда рядом непрерывных усилий сознание приводится к убеждению, что честным трудом и неусыпным прилежанием побеждены все повстречавшиеся препятствия.

Примеров из того, какими последствиями увенчиваются прилежные, добросовестные занятия, в истории находим много. Вот косноязычный, безвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу; а вот и наш гениальный преобразователь Великий Петр, предварительно сам прошедший ту дорогу, по которой потом повел своих подданных!

То же самое, что Исократ, говорит Гесиод, утверждая, что дорога к добродетели вначале утесиста и крута, но когда достигнешь вершины, идти по ней приятно. «Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни».

О вы, которых ожидает отечество от недр своих… дерзайте!.. «раченьем вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать».

ПРИМЕЧАНИЕ.В русской риторике различали два вида хрии: классическую (строгую), состоящую из 8 частей, и свободную (нестрогую), из 5 частей.

Структура классической хрии:

1. Приступ – начало речи с целью привлечь внимание (похвала или описание).

2. Парафразис – разъяснение темы, экспликация.

3. Причина – доказательство тезиса (этот тезис верен, потому что…).

4. Противное – если нет, то…

5. Подобие – сравнение данного явления со смежными, подобными.

6. Пример.

7. Свидетельство (ссылка на авторитет).

8. Заключение или вывод (свое отношение к теме).

Свободная хрия представляет собой индуктивный (сократовский) способ рассуждения, когда вначале подбираются частные аргументы, а затем формируется сам тезис.

Структура свободной хрии:

1. Приступ.

2. Доказательство или аргумент.

3. Связь – посредством искусственной связи или логического мостика адресат речи подводится к той мысли, в истинности которой его необходимо убедить.

4. Формулировка тезиса (основной мысли).

5. Заключение.

Приложение № 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

77 − 72 =